Леон
Кинопоиск: 8,68 / 498 319
IMDB : 8,5 / 1 041 615

ID kinopoisk: 389
ID imdb: tt0110413
Год:1994
Страна: Франция, США
Слоган фильма: «Вы не можете остановить того, кого не видно»
Режиссер:
Люк Бессон
Актеры:
Жан Рено
Натали Портман
Гари Олдман
Дэнни Айелло
Питер Эппел
Уилли Уан Блад
Дон Крич
Кит А. Гласко
Рэндольф Скотт
Майкл Бадалукко
Коллекции: Лучшие фильмы 20 века, Про снайперов
Премьера в мире: 14 сентября 1994
Зрители: США - 4.7 млн, Франция - 3.6 млн, Германия - 590.9 тыс
Сборы в мире: + $51 401 = $19 552 639
Сборы в США: $19 501 238
Описание: Профессиональный убийца Леон неожиданно для себя самого решает помочь 11-летней соседке Матильде, семью которой убили коррумпированные полицейские. Факты: Натали Портман пробовалась на роль, но была отвергнута в силу своего слишком юного возраста. Однако неутомимая девчонка через некоторое время вновь пробилась на пробы и выдала такой спектакль, что Люк Бессон ни на секунду больше не усомнился в таланте актрисы и взял ее на роль Матильды.------Растение в горшке, которое постоянно таскали с собой главные герои, называется аглаонема (aglaonema). По-английски слово произносится как «ag-leon-ema».------На ту же роль пробовалась Лив Тайлер, но была признана великовозрастной для ее исполнения.------Во время съемок произошел довольно забавный эпизод. Некий злоумышленник ограбил магазин и бежал с добычей по улицам города. Внезапно он натолкнулся на съемочную бригаду. Увидев кучу «полицейских», он предпочел немедленно сдаться. Каково же было его удивление, когда выяснилось, что все полицейские на самом деле простые статисты на съемках кинокартины.------Леон Гамон - известный французский изобретатель. Внес непосредственный вклад в развитие кинематографа наряду с братьями Люмьер. В честь него была названа французская кинокомпания «Gaumont», которая и выпустила данную кинокартину.
Рецензии: Точка безвозвратности------To the last romanticisms is dedicated / For Gorhla with FantLabУ каждого дома есть окна вверх,Из каждой двери можно сделать шаг,Но если твой путь впечатан мелом в асфальт,Куда ты пойдешь, когда выпадет снег?!К слову заметить, у каждой замочной скважины есть две спектрально противоположные жизни, протекающие абсолютно ассиметрично и не синхронно друг от друга по обеим ее сторонам. По одну сторону от нее, вжавшись и оторопев, с подавляющим любопытством и дыша внутрь себя, жадно припал наблюдающий за происходящим Жан Рено - наемный убийца, невероятный везунчик, от которого пули отлетали рикошетом - итальянский матерый киллер Леон. Холодный как змея, с повадками без единого изъяна слабины, заточенными под финский нож; окутанный в иносказаньях заказчиков суеверной легендой с привкусом сумрака ночи; за тонированными стеклами своих очков прячущий беспристрастно-холодно-безжизненный взгляд. Персонаж Леона - это изначально внутренне мертвый на входе картины человек, но по всем правилам Голливуда запитанный живительной инъекцией тинейджерской моментальной любви 12-летнего ребенка - соседской девочки Матильды, спонтанно прибившейся к нему после гибели своих родственников.Между тем по другую сторону дверной скважины с брутальным мельтешением суетился, манерно извиваясь в неподдельном сумасшествии, неподражаемый в своей харизме Гари Олдмен. - Продажный полицейский, идейно-зашкаленный поклонник Брамса, Шопена и Моцарта, под летящие ввысь аккорды которых, оказывается, так креативно непритязательно прострелить кому-то голову. Уместно эксцентричный Олдман, манерно заламывающий руки в иронично-пафосных монологах, составил настолько достойную компанию Жану Рено, что зрительское повышенное внимание на протяжении всей картины будет моментально быстро переключаться в режим восхищенного восприятия актерской игры: Олдман/Рено, затем Рено/Олдман и в коловороте бешенной сценарной событийности вновь наоборот - и так до бесконечности резонно математического порядка. Люк Бессон в качестве самобытного режиссера, виртуозно наловчившегося увязывать межжанровую уместную эклектику во французском, а затем и в американском кинематографе, не был бы Мастером своего дела, если бы 1994 году не вплел в эту канатную сюжетную нить беспорядочной стрельбы еще одну тоненькую ниточку инфантильного начала. И между двумя затворами пистолетов Олдмана и Рено застыла в агонии учащенного сердцебиения 12-летняя девочка с грацией перепуганного маленького зверька. «Умоляю, откройте!» - шептала перед дверью Леона сквозь слезы за душу берущая Натали Портман в роли незадачливой соседки Матильды, которая вышла на 5 минут купить тетра-пак молока, вернулась, - а вместо дверей ее квартиры - зияющая дыра и кровавое месиво родственников. Подобные слова и затравленно-испуганный взгляд со слезами постылого одиночества Бессон всего лишь через каких-то 3 года мастерски замикшует в оскароносном «Пятом Элементе» 1997г. - Милла Йовович, вжавшись обреченно в спинку заднего сиденья такси, будет лепетать Брюсу Уиллису свое инопланетное, неумело растягивая слова «Па-жа-лу-й-ста, по-мо-ги-те».Итак, метафизика катализируемого микшевания знаменитым французом наемного убийцы (Жан Рено) / дрянного наркодилера с привкусом полицейского (Гари Олдман) / испуганного несчастного ребенка (Натали Портман) дали на выходе картины гремучую смесь сюжетной составляющей: триллер/криминал/мелодраматическая развязка.И вновь Люк Бессон незримо касается своей излюбленной тематики, которую он продолжительное время изящно протаскивал в свои заамериканенные, даже самые топовые ленты: «Нет корней, нет будущего и нет достойного настоящего». Налицо и собственной персоной тенденция одиночества и чужеродности существования на примере законченного, но в конец не огрубевшего внутри наемника-убийцы, которого возьмется лечить своим искренним теплом это маленькое прелестное создание в лице изумительно-намагниченной чувственными импульсами девочки. - Справедливо и закономерно одна из лучших ролей Натали Портман, в 1994г. совсем ребенка, но ребенка с больными затравленными глазами, пробирающими донельзя в своей умелой актерской подаче.Итак, что дальше? -Леон, Матильда и любимый друг итальянского киллера... фикус в качестве непривередливого вечнозеленого дерева с тонкими побегами, на которых отходят вниз воздушные корни. -Наземных корней нет, причем у всех троих, и, стало быть, терять им нечего.По ту сторону оптического прицела довольно увесистый список заказных персонажей мастеровитого итальянца Леона Монтана. А по эту?.. Что скрывается в глазах Жана Рено по эту сторону, когда он учил на крыше свое маленькое сокровище Матильду наводить прицел на бегунов в парке?.. У Леона нет будущего, нет настоящего и нет прошлого - ибо такое долго в памяти не хранят. Есть только на попечении маленький и загубленный этой жизнью человечек с брутально-ненадуманным: Отомстить - за себя, за родных, за свое так рано оброненное в обломках шумного мегаполиса детство.У них двоих (Леона и Матильды) - пардон, троих (нежно любимый вечнозеленый друг - фикус) - одни воздушные корни, наземных нет. Вполне резонно встает сама собой уместная риторика: Бессон-фантаст вновь кормит зрителя своей колоритной сказкой? Отнюдь. - В который раз над режиссером давлеет иная мотивация, иная грань и другое акцентирующее начало. В «Леоне», несмотря на откровенно про-голливудскую манеру съемки как всегда умелой в своих ракурсах камеры Тьерри Арбогаста, довольно удачно сплетена воедино романтика одичалого ныряльщика «Голубой Бездны» 1988г., вместо семьи трепетно хранившего фотокарточку дельфина, вровень детской любви Леона к фикусу на подоконнике. И сквозь тонированное стекло в глазах Леона то и дело проскакивает полынная горечь персонажа Анн Парийо в «Ее звали Никита» 1990г. без прошлого и будущего/ без конца и без начала.Складывается такое впечатление: сквозь умопомрачительную пальбу из пистолетов Бессон медитирует под музыкально размеренного Эрика Серра: я ушел от закона, но так и не дошел до любви. Иными словами: научитесь читать заритмиченного и драйвового француза глазами его лирических героев. Нащупывать истину между кадров его цельного пока еще полотна. Это была эра Бессоновского серебряного века. И понятие пока как таковое следует трактовать в качестве незримо проистекающей вехи серебра с неизменной стилистикой неподражаемого режиссера, которую вымотанный провалами Бессон, успешно расплескает и размотает по ветру в своем позднем творческом периоде сценарного творчества («Поцелуй дракона»/«Бандитки») и довольно невнятного этапа продюсирования («Перевозчик»/«Заложница»).В «Леоне» сплелись воедино: заритмиченная динамика Бессонна с французским шармом изложения сюжетного материала, тонкой иронией сантиментов, наложенными на сюжетную канву мелодрамы. По сути, в 1994 Люк успешно набивал руку, но соскочил с резонного на тот момент «Сезара», однако разыграл впоследствии весьма правильную шахматную партию и в 1997 году отстрелялся «Оскаром» за блистательно смоделированный под американский рынок «Пятый Элемент». И поскольку топовый «Леон» закономерно прославил Люка вполне удачной эклектикой жанров - эту картину, ввиду узаконенной справедливости, нужно поставить СЕРЕБРОМ в знаменатель искрометному французу, в числе узнаваемых титанов которого стоят особняком его «Никита», «Пятый Элемент» и «Ангел-А».------Желание жить------Нежелание вести праведную жизнь можно осуждать без привязки к какой-либо стране или эпохе. В то же время неспособность жить обычной жизнью нуждается, скорее всего, в сочувствии. Жизнь разительно отличается от существования. В первом случае даже непорядочный человек может с гордостью сказать, что в этом мире еще кому-то нужен и к чему-то искренне привязан. Во втором же случае у субъекта в наличии лишь пресловутый «день сурка», никакой цели и мотивации, а только сплошной заплыв без руля и ветрил. Можно лишь порадоваться за самодостаточных личностей, которым и наедине с собой максимально комфортно. Всем прочим людям обязательно нужны ласковые глаза ставшего родным человека и слова, не нуждающиеся в расшифровке: «ты никогда не будешь один».Даже самому себе он едва ли мог признаться в своем несчастье. Он привык подавлять даже ростки чувств. Профессионал, на чьи услуги всегда будет спрос. Исполнитель, который привык не задавать лишних вопросов. Киллер, чей неписаный кодекс чести будет исполняться даже на волоске от гибели. Он лишился одного дома, так и не обретя взамен другого. Его зовут Леон. У него уже давно растет борода, но в душе он мальчик, не научившийся мечтать. Вместо столь привычных людям его круга горячительных напитков он предпочитает молоко, чей белый цвет словно очищает душу от методично нарушаемых заповедей божьих. Что такое жизнь в леоновском понимании? Растение в горшке, которое всю свою недолгую жизнь будет тянуться к солнцу. Сам киллер прячет глаза от светила за темными очками. Потому что не было у Леона человека, которому он мог бы доверить свой добрый, исполненный печали взгляд. Пока еще не было...В отличие от немногословного «чистильщика», соседская девочка любому неравнодушному может поведать о превратностях судьбы. Семья, которой на самом деле нет. Детство, где отсутствует радость взросления. Один лишь источник света в сотканной из непроглядного мрака жизни - маленький братик. Жернова чуждых детскому пониманию взрослых реалий перемалывают и этот крохотный родник. Девочку зовут Матильда. Она совсем еще юна, и ее просто не могут воспринимать всерьез. Она отчаянно хочет скорее вырасти, чтобы свершить правосудие над убийцами ее брата. Но при этом сама еще не перестает быть ребенком, яростно сжимающим в руках плюшевого зайца. Чисто физически неспособная привести в порядок свои мысли и устремления, она меж тем может разглядеть доброту в огромных глазах застенчивого киллера. Потому что не было у Матильды человека, который мог ей поверить и признать за «свою». Теперь он появился...Мир, куда Люк Бессон определил эту странную пару, предстает вместилищем хаоса, лжи и предательства. Кажется, злом пропитаны желтые стены домов, от людского негатива точно плавится асфальт, а здание департамента юстиции - чертог носителей извращенных ценностей. Видный представитель этого учреждения носит светлый костюм, слушает Бетховена и охотно размышляет о настоящем искусстве. При этом на ходу принимает дозы той заразы, с какой призван бороться, и переживает из-за испачканного пиджака, а отнюдь не из-за загубленных жизней. Его зовут Стэнсфилд. Сколько ему - не имеет значения. Не от возраста зависит степень зла, что несут подобные Стэну. Оборотню комфортно в мире, где процветают коррупция и беззаконие. Кто для него Леон и Матильда? Чудаковатый убийца и беспризорница? Вернее всего, Стэн и за людей их не считает. Ему достаточно, что те играют на «его территории» и не по его правилам.Смерть может быть разной. Она неотличима от жизни, когда по убитому никто не скорбит и в то же время не напрасна, если человек кому-то по-настоящему нужен. Даже Норман Стэнсфилд не воплощение зла, он разбирается в реалиях этого мира и дает Матильде ценный совет. Итог жизни в немалой степени зависит от выбора, который делают герои «Леона» в решающий момент. Отринув сомнения, «чистильщик» открывает незнакомой девочке свою дверь - это выбор. Неприлично легко Стэн решает судьбу должника, а заодно и его семьи - это тоже выбор. Мнящая себя взрослой, Матильда не желает довольствоваться ролью «дочери» Леона - и это выбор. Ежедневно и еженощно проводя вместе время, мужчина и девочка добирают то, чего были лишены ранее. Объединяет столь непохожих людей не ставшее совместным ремесло, а способность слышать, чувствовать и меняться. До этого знакомства Леон хранил душу в цветке, а чувства в стволе пистолета. Однажды он идет на дело не ради денег, а ради той, в ком теперь его душа и чувства. Матильда излечила его от бесцельности бытия. Какой прочности ни была бы нить, связавшая их, а проснувшееся у Леона желание жить - навеки останется главным итогом отношений.Нелегко соответствовать собственноручно установленной планке успеха. «Леон» не так давно отпраздновал 20-летний юбилей, но по подавляющему мнению кинолюбителей так и остался лучшей картиной Люка Бессона. Кино, чьим символом стала бессмертная композиция «Shape of My Heart». Лента, в которой под килограммами криминальной оболочки сокрыта тайна любви к жизни. Герои Жана Рено, Натали Портман, Гари Олдмана - грешники, но суд над каждым из которых будет разной степени строгости. «Леон» - законченная история, в которой не абстрактное добро побеждает абстрактное зло, а воля к жизни сходится в клинче с самой жизнью. Как растение не может произрастать без корней, так и настоящее кино не может считаться искусством, если оно не оставляет след в душе неравнодушного зрителя. Фильм Люка Бессона - это притча, баллада, вечная легенда о людских душах, которые обрели друг в друга в царстве всеобщего отрицания.
Смотреть Леон в хорошем качестве
Трейлер
#1
#2
#3
#4
#5
#12
#13
Похожие фильмы